Воскресенье, 24.11.2024, 12:53

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Новости форума
  • Поисковые магниты (5)
  • Инструкция GARRETT GTI 2500 (5)
  • CСЫЛКИ (1)
  • Выбор мотопомпы (17)
  • Литература на военно-историческую тематику (0)
  • Файлы
    Фотографии
    Погода
    Яндекс.Погода
     Каталог файлов
    Главная » Файлы » Бронетехника "Советский Союз" » Тяжелые танки

    ИС-3
    [ ] 18.10.2007, 14:15

    Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием "Кировец-1" началось в конце лета 1944 года и имело свою предысторию. Группа научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И.В.Сталина (ВАММ), возглавляемая инженер-полковником А.Завьяловым, изучила на местах танковых боев Курской битвы характер повреждений, вызванных попаданиями снарядов в танки. Ответом на результаты этих исследований и стал проект нового танка ИС-3.

    Все проектные работы велись в условиях жесткого соревнования между двумя конструкторскими коллективами - Ж.Я.Котина, А.С.Ермолаевым и Н.Л.Духовым, М.Ф.Балжи. Главной особенностью проекта на ЧКЗ, была оригинальная приплюснутая башня со 122-мм пушкой Д-25, разработанная конструктором Г.В.Крученых.


    "Кировец-1". Первый прототип танка ИС-3 cо сглаженной лобовой броней.


    "Кировец-1". Предсерийный прототип танка ИС-3. 1945.

    Большие углы наклона броневых стенок башни способствовали рикошету бронебойных снарядов, а удачная внутренняя компоновка обеспечивала минимальные ее размеры, что позволило без излишнего утяжеления машины повысить толщину лобовой брони до 250 мм, против 100 мм на тяжелом танке ИС-2. Котин подготовил свой вариант, базировавшийся на разработках Опытного завода по объектам №244, №245 и №248. У этого варианта сразу бросалась в глаза необычная форма носовой части корпуса. Дело в том, что практически на всех танках того периода верхняя лобовая часть как сварных так и литых корпусов представляла собой плоскую поверхность. Такая форма была необходима, пока в передней части танка сидели два человека: механик-водитель и стрелок-радист.

    С исключением из экипажа стрелка-радиста, когда впереди остался один водитель, к тому же посаженный по центру, появилась возможность срезать углы на лобовой плите. Так на ИС-2 в литой лобовой детали возникли "скулы". При этом стало возможным не только снизить массу корпуса, но и значительно повысить стойкость броневых деталей в случае обстрела танка спереди.

    Конструкторы Г.Н.Москвин и В.И.Таротько предложили составить всю верхнюю лобовую часть корпуса из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше имелся люк механика-водителя. Такой двухскатный нос получил у конструкторов название "нос с горбинкой" или "щучий нос". Переход к полностью сварному корпусу с исключением крупных литых деталей объяснялся перегрузкой литейного производства, занятое изготовлением литых башен для танков ИС-2.


    Серийный ИС-3 первой партии.

    Оба проекта были представлены наркому танковой промышленности В.А.Малышеву. Первый представлял директор и главный конструктор Опытного завода Ж.Я.Котин, второй - директор ЧКЗ И.М.Зальцман и главный конструктор Н.Л.Духов. Рассмотрев проекты, Малышев принял компромиссное решение: взять форму носовой части корпуса от одного проекта, а башню от другого. Масса же должна была остаться такой же, как у ИС-2.

    В последних числах октября 1944 года, опытный образец танка ("Объект 703") вышел на ходовые испытания. По окончанию, танк был отправлен на подмосковный полигон для прохождения войсковых испытаний. В декабре его осмотрел зам. командующего бронетанковыми и механизированными войсками РККА маршал бронетанковых войск П.А.Ротмистров. Он обошел машину со всех сторон, поднялся наверх, влез внутрь танка, сел на сиденье механика-водителя и, выслушав подробный доклад ведущего инженера машины М.Ф.Балжи сказал что именно такая машина и нужна армии.

    После войсковых испытаний "Объект 703" представили Г.К.Жукову и А.М.Василевскому. Маршалы доложили о новой машине И.В.Сталину, который и подписал решение ГКО о приеме танка на вооружение Красной Армии и производстве его на Челябинском Кировском заводе.

    Тяжелый танк ИС-3 ("Объект 703") имел весьма совершенные для своего времени формы корпуса и башни с большими толщинами броневых листов. Наклонные бронелисты в стыке бортов и днища позволили сократить общую площадь поверхности корпуса и за счет сэкономленного веса усилить бронезащиту. Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи сделали откидным. Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся люк с отодвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался смотровой прибор. Перед открыванием люка его необходимо было снимать.


    Колонна ИС-3 на берлинском параде. 7 сентября 1945.

    Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2-3 выстр /мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемет ДШК.

    В топливную систему танка входили четыре внутренних коробчатых металлических сварных бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя, как правая и левая группы. Четыре наружных цилиндрических бака, емкостью по 90 л. каждый крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены к внутренним. Баки имели механические приспособления для сброса. На танке устанавливалась радиостанция 10-РК-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-4бисФ.

    Первая опытная партия тяжелых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года.



    ИС-3 на военном параде в Одессе. 7 ноября 1948.


    Колонна ИС-3 на берлинском параде. 7 сентября 1945.


    Танки ИС-3 на учениях.

    7 сентября 1945 года в Берлине состоялся парад союзных войск в честь окончания Второй Мировой войны. Парад открыли пешие колонны: перед генеральской трибуной промаршировали пехотинцы из 9-го стрелкового корпуса 5-й советской ударной армии, за ними шли солдаты из 2-й французской пехотной дивизии, альпийские стрелки и зуавы, блеснула выправкой 131-я английская пехотная бригада. Замыкала пеший строй тысяча парашютистов из 82-й американской воздушно-десантной дивизии. После короткого перерыва к зрителям приблизилась механизированная колонна, которую открывали 32 легких танка М24 "Генерал Чаффи" и 16 бронеавтомобилей М8 из американского 705-го танкового батальона, за ними шли танки и бронетранспортеры французской 1-й танковой дивизии.

    Англичане выставили на парад 24 танка "Комета" и 30 бронеавтомобилей 7-й танковой дивизии. И, наконец, в заключение парада по Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка ИС-3. Сводный танковый полк был сформирован на базе 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии. Новые советские тяжелые танки произвели сильное впечатление, близкое к шоку, на наших западных союзников.

    В СССР впервые танки были продемонстрированы на параде в Москве 7 ноября 1946 года. Тут, следует отметить маленькую деталь. Танки ИС-3 первых выпусков, в том числе и те, что принимали участие в параде 7 сентября в Берлине, отличались от машин более поздних выпусков отсутствием встроенных контейнеров вдоль бортов корпуса.

    Сегодня очень много споров среди западных любителей бронетехники вызвает вопрос об участии танков ИС-3 во Второй Мировой войне. В разное время в западных публикациях проскальзывали сведения об участии этих танков в штурме Вены и Берлина. К сожалению, это не подтверждается документально: ни одного танка ИС-3 не принимало участия в войне на европейском театре. Тем не менее, остается вероятность, что эти танки принимали участие в разгроме Японской армии в Монголии в августе 1945 года. По крайней мере, в СССР было сформировано два тяжелотанковых полка ИС-3 и отправлены на Дальний Восток.

    Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года. Всего было выпущено 2311 танков. ИС-3 поступали на вооружение тяжелых танкосамоходных полков Советской Армии. Однако уже в самом начале их эксплуатации в войсках выявился целый ряд недостатков, ставших следствием ряда конструктивных просчетов и ошибок, допущенных при его проектировании. Поэтому уже в 1946 году создали комиссию по анализу дефектов ИС-3, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др.

    В 1948-1952 годах все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков). Были усилено крепление двигателя, КПП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ.


    Чехословацкий ИС-3.

    Масса танка возросла до 48,8т. Несмотря на значительный объем переделок и высокую стоимость работ, танки так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации.

    В конце 50-х годов танк подвергся дополнительной модернизации и стал именоваться ИС-ЗМ. Целью модернизации было подтягивание его до уровня боевых машин того периода и максимальная унификация узлов и агрегатов с более современными танками. Модернизация в значительной степени повысила надежность танка, однако век его уже был отмерен. После модернизации танки направлялись в парки, где ставились на долговременное хранение.

    На экспорт ИС-3 почти не поставлялись. В 1946 году два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. По видимому, предполагалось принятие его на вооружение Войска Польского. В 1950 году один танк ИС-3 с подобной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии. Значительно больше танков ИС-3 отправили в КНДР (уже после окончания корейской войны).


    Египетский ИС-3M, захваченный Израилем, на параде в Тель-Авиве. 1967.


    ИС-3М на танковом шоу в Кубинке. 1998.

    Египетская армия получила первые танки ИС-3 в конце 50-х годов. 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в Каире. Большинство же ИС-3 и ИС-ЗМ прибыли в Египет в 1962-1967 годах. Армия обороны Израиля использовала захваченные у арабов ИС-ЗМ до начала 70-х годов. При этом изношенные двигатели В-54К-ИС заменялись на В-54 от трофейных танков Т-54А. Одновременно от последних заимствовали и крышу моторно-трансмиссионного отделения.

    В заключении, следует отметить, что танк ИС-3, по тактико-техническим характеристикам превосходил своего предшественника - танк ИС-2. Весьма лестную оценку "третий" заслужил и за рубежом. По мнению западногерманского эксперта доктора Фон Зенгера унд Эттерлина, "...рациональная конструкция носовой части корпуса и башни заслуживает самой высокой оценки. Кроме того, этот танк отличается весьма малой высотой. На 1956 год танк ИС-3 сохраняет за собой наилучшее для тяжелой машины сочетание боевых качеств". Революционная для своего времени конфигурации корпуса и башни оказали огромное влияние на послевоенное мировое танкостроение. В конструкции таких танков как М48 "Генерал Паттон", Леопард 1 отчетливо просматриваються особенности конструкции, позаимствованные у ИС-3. Однако "врожденные" конструктивные недостатки отрицательно сказались на боевых возможностях танка. Несмотря на осуществление двух программ модернизации, устранить их полностью так и не удалось.

    На сегодняшний день сохранилось немало танков ИС-ЗМ, установленных как памятники или сохраняющихся в качестве музейных экспонатов. Их можно увидеть в Кубинке, Киеве, Минске, Челябинске, Новороссийске, Павлодаре и многих других местах.



    Египетский ИС-3М. 4-я танковая дивизия. 1967.


    Башня, место наводчика.


    Категория: Тяжелые танки | Добавил: orxeologia
    Просмотров: 4507 | Загрузок: 0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Поиск
    ...

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz