КВ-1с образца 1942 года. Берлин. Апрель 1945.
"В 1942 году продолжалась острая нехватка надежных тяжелых танков. Эта нехватка привела к катастрофе в Крыму и под Харьковом. КВ-1 полностью дискредитировали себя, вместе с КВ-1 была дискредитирована идея тяжелого танка вообще". Эти слова принадлежали одному из разработчиков танка КВ-1.
Некоторые из высших командиров РККА настаивали на прекращении выпуска тяжелого танка вообще. Другие, предлагали создать "универсальный танк", совмещающий в себе свойства тяжелого и среднего танка. Самое интересное, что в 60-70х годах конструкторы и военные всего мира пришли к выводу, что на вооружении должен стоять один танк, совмещающий в себе мощную пушку, надежное бронирование и маневренность. И такие танки были созданы.
Но тогда, в далеком 1942 году эта задача была почти не разрешима. Конструкторы попытались создать некий гибрид Т-34 и КВ. Этот танк был назван КВ-13, но в серию не пошел, хотя многие оригинальные идеи, предложенные для этого танка, были потом применены в конструкции танков серии "ИС".
Параллельно с разработкой новых танков, было принято решение на проведение работ по глубокой модернизации танка КВ, с целью сделать его более надежным и динамичным. Конструкторы в спешном порядке начали спешно разрабатывать модель КВ с более тонкой броней, названную КВ-1с (скоростной). Пожертвовав броней, конструкторы попытались создать танк близкий по ходовым характеристикам к T-34-76
КВ-1с был на 5 тонн легче КВ-1. Больше всего удалось выиграть в весе, уменьшив размеры башни. Толщина брони корпуса была уменьшена с 90 мм до 75 мм. Корма танка получила новую конфигурацию, благодаря чему удалось выкроить еще несколько килограммов. В ходовой части КВ-1с были применены новые, более легкие опорные катки и литые траки уменьшенной ширины (608 мм). Чтобы еще больше улучшить ходовые качества машины, силовая установка была полностью переработана. Танк получил новый главный фрикцион, коробку передач с демультипликатором, обеспечивавшую 8 передач вперед и 2 назад. Главной особенностью КВ-1с стала новая башня, в конструкции которой были учтены кровавые уроки 1941-42 годов.
|
Командира КВ-1с избавили от обязанностей заряжающего, теперь снаряды подавал стрелок кормового пулемета. Место командира танка перенесли из правого переднего угла башни в левый задний угол, за спину наводчика. Кроме того командир получил командирскую башенку (КВ-1с был вторым после Т-50 советским танком, оснащенный командирской башенкой).
Башенка хотя и не имела люка, но обеспечивала командиру танка хороший круговой обзор, что значительно облегчало командиру управление танком, координацию действий с другими танками и обнаружение противника. Башня имела один люк, который располагался в правой части крыши башни. Кормовой пулемет перенесли из центра башни в лево. Теперь его мог обслуживать и командир танка. Боезапас состоял из 114 выстрелов. В башню можно было устанавливать как пушку ЗиС-5, так и Ф-34. В танке было установлено 3 пулемета ДТ с боезапасом в 3000 патронов. Масса танка составила 42,5 тонн, максимальная скорость 43 км/ч, а запас хода 200 км. Испытания прототипа КВ-1с были проведены летом 1942 года. Серийный выпуск танков начался с 20 августа 1942 года.
Тяжелый танк КВ-1с образца 1942 5-й Гвардейский отдельный танковый полк. Сталинград. Декабрь 1942.
По иронии судьбы КВ-1с появился именно в тот момент, когда возникла необходимость в увеличении толщины брони. Всего было выпущено 1370 танков КВ-1с, а окончательно выпуск КВ прекратили в апреле 1943 года. Многие КВ-1с попали в танковые бригады, поскольку реорганизация к тому времени еще не началась. Среди первых частей, получивших новые машины, была 121-я танковая бригада 62-й Армии. Во время Сталинградской битвы, бригада была удостоена звания гвардейской.
КВ-1с принимали участие во всех операциях Красной армии, включая штурм Берлина. В 1943 году КВ-1с вместе с Черчиллями составляли парк тяжелых танков РККА во время сражения на Курской дуге. На базе КВ-1с строился огнеметный танк КВ-8с, также он послужил базой для создания КВ-85, а шасси КВ-1с использовалось для выпуска самоходок СУ-152.
|