Первым серийным танком отечественного производства стал "Малый сопровождения-1" (по принятой в середине 20-х годов системе классификации танки делились на малые, основные и маневренные), впоследующем получивший обозначение Т-18.
В мае-июне 1926 года командованием РККА и ГУВП ВСХН была разработана трехлетняя программа танкостроения, в основу которой легли расчеты затрат по прорыву обороны предполагаемого противника на участке 10 км, защищаемого двумя дивизиями. В сентябре 1926 года состоялось совещание командования РККА, руководства Главного управления военной промышленности (ГУВП) и Орудийно-Арсенального Треста (ОАТ) на котором были проанализированы образцы различных зарубежных боевых машин с целью выбора прототипов для Советских танков массового выпуска.
Задачам сопровождения пехоты более или менее отвечал французский танк "Рено" (относившийся в РККА к типу "М" - малый), но он, по мнению большинства присутствовавших на обсуждении, обладал рядом серьезных недостатков, не позволявших использовать его в системе вооружения РККА.
Итальянский Фиат-3000.
Т-16 на испытаниях в присутствии М.Тухачевского. |
Этими недостатками были: относительно большой вес, не позволявший осуществлять его переброску в кузове грузовика, малая скорость движения и плохое вооружение (стоявшая на танке 37-мм пушка Гочкиса, или 37-мм пушка Пюто со штатным прицелом не позволяла вести прицельный огонь на дистанции более 400 м). Танки же, выпущенные на Сормовском заводе ("Рено Русские") были "...весьма неудовлетворительны по качеству изготовления, неудобны по владению оружием, а частично и совершенно невооружены", к тому же они оказались еще чрезмерно дорогими. Более подходил для прототипа итальянский "Фиат-3000", обладавший меньшим весом и большей скоростью, чем его французский аналог. Он был внимательно изучен специалистами КБ ОАТ, которое с середины 1925 года начало вести работы над собственным проектом малого 5-тонного танка под руководством С.Шукалова. Предполагалось, что изготовление опытной машины и последующее серийное производство, поручить заводу "Большевик", имевший в то время лучшие производственные мощности.
В марте 1927 года первый прототип танка покинул опытный цех "Большевика" и отправился на заводские испытания. Эта машина получил индекс Т-16. Она выгодно отличался от "Рено Русского" малыми размерами, весом и стоимостью при сравнительно большой скорости движения. Тем не менее, машина все еще обладала рядом серьезных недостатков, поэтому было рекомендовано усовершенствовать ряд агрегатов и узлов танка. Ходовая часть была удлинена на один каток, изменениям подверглись некоторые узлы двигательной установки, трансмиссии и т.д. Из-за неудовлетворительной работы энергетической установки Т-16 на завод прибыл А.Микулин - один из разработчиков двигателя танка.
Ранний Т-18. (М.Свирин)
К середине мая построили новый танк, и после пробега в пригородах Ленинграда был отправлен в Москву (предположительно 20-25 мая) на полевые сдаточные испытания под обозначением "Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)". Интересно отметить, что при перевозке танка из Ленинграда в Москву были опробованы все возможные способы его транспорти-ровки: ж.д. вагон, ж.д. платформа, кузов грузовика, автоприцеп и движение своим ходом. Поскольку пушка для МС-1 не была подана, в танк установили ее макет. Танк хотели покрасить, но из ОАТ последовало категорическое распоряжение: "красить танк только после принятия на вооружение..." Возможно после случая с Т-16, окрашенным непосредственно перед испытаниями в светло-зеленый цвет и не принятым, руководство ОАТ испытывало некое суеверие, приведшее к тому, что на испытания танк отправился лишь покрытый светло-коричневым грунтом, что впоследствии стало нормой.
Эталонный Т-18 на сдаточных испытаниях. Июль 1927.
Эталонный Т-18 на сдаточных испытаниях. Июль 1927. |
Для испытаний танка была образована специальная комиссия. Испытания проводились 11-17 июня 1927 года в Подмосковье пробегом по пересеченной местности, так как пушки для танка все еще не было. Танк в целом успешно выдержал испытания и был рекомендован для принятия на вооружение.
Вскоре, 1 февраля 1928 года последовал заказ на изготовление в течение 1928-29 гг. для РККА 108 танков Т-18 (30 штук до осени 1928 года). Первые 30 танков были изготовлены на средства ОСОАВИАХИМа и приняли участие в параде 7 ноября 1929 года в Москве и Ленинграде под неофициальным названием "Наш ответ Чемберлену". Первоначально серийным производством занимался только завод "Большевик", но с апреля 1929 года к выпуску Т-18 был подключен также Мотовилихинский Машиностроительный завод (Бывший Пермский Артиллерийский) и план выпуска танков был увеличен. Однако в 1929 году массовое производство Т-18 там развернуть не удалось и за 1929 год из заказанных 133 танков было с трудом сдано 96. Тем не менее, Мотовилихинский завод осваивал танк и в 1929-30 гг. план выпуска Т-18 был увеличен до 300 единиц.
Осенью 1929 года Т-18 принял участие в очередных испытаниях. Главным препятствием для него стал трапециевидный ров шириной более 2 и глубиной более 1,2 метра, из которого танк не мог выбраться самостоятельно (даже задним ходом). Для лучшей проходимости рвов по предложению М.Василькова и по распоряжению начальника Бронесил Ленинградского округа С.Коханский танк был оборудован вторым "хвостом" в передней части и тут же получил прозвище "носорог", или "тяни - толкай". Его проходимость действительно немного улучшилась, но обзор с места механика-водителя стал просто отвратительным.
Т-18 образца 1930 года
Т-18 с ходовой частью по типу Т-26 на испытаниях.
Каретка танка Т-26 на Т-18. |
К 1929 году характеристики Т-18 уже не отвечали возросшим требованиям Генштаба РККА. На прошедшем 17-18 июля 1929 года заседании РВС была принята "система тракторно-автоброне-вооружения", отвечавшая новой структуре РККА. На этом заседании отмечалось, что танк Т-18, устарел для ведения боевых действий в новых условиях. На заседании были составлены требования к новому основному танку сопровождения, получившему индекс Т-19. Но поскольку этот танк еще надо было создать, в одном из пунктов решения отмечалось: "Впредь до конструирования нового танка допустить на вооружении РККА танк МС-1. АУ УС РККА принять все меры по увеличению скорости танка до 25 км/ч."
Во исполнение этого решения по танку Т-18 были проведены следующие работы: увеличена мощность двигателя до 40 л.с., применена четырехскоростная коробка передач (вместо трехскоростной) и введено новое литое ведущее колесо. Предполагалось перевооружить танк новым 37-мм орудием большой мощности. Реально же артиллерийское вооружение осталось прежним, хотя ради него переконструировали башню, добавив кормовую нишу, в которой разместили радиостанцию.
Такой видоизмененный танк получил название "МС-1(Т-18) образца 1930 г." Но модернизация кардинально не улучшала боевые характеристики танка (скорость движения так и не достигла 25 км/ч, а изготовление корпуса по-прежнему было очень трудоемким) и потому в конце 1929 года начались работы над танком сопровождения Т-20 (в некоторых источниках "Т-18 улучшенный"). Т-18 образца 1930 года находился в серийном производстве до конца 1931 года, пока не начался массовый выпуск Т-26.
В 1933 году была предпринята еще одна попытка модернизировать Т-18 путем переработки его ходовой части путем применения подвески танка Т-26. Опытный танк поступил на испытания 19 мая 1933 года. Но ожидания не оправдались. Даже на шоссе танк не мог двигаться своим ходом на третьей передаче - глох двигатель. Нагрузка на опорные катки распределялась крайне неравномерно, что приводило к "приседанию" танка при трогании с места и "киванию" при торможении. Танк не был в состоянии подняться на гору с уклоном 30° даже на первой передаче.
Модернизированный танк Т-18М
Танки Т-18М с 45-мм пушками и без двигателей, захваченные немцами. Группа армий "Юг". Июнь 1941. (РГАКФД) |
В 1937 году перед руководством ГАБТУ была поставлена задача по модернизации всех имеющихся на вооружении устаревших образцов бронетехники с целью ее возможного использования в условиях современной войны. В основном это касалось танков и бронеавтомобилей, выпущенных до 1930 года. В первую очередь это касалось танков МС-1. Основное внимание при модернизации было обращено на установку в танк нового силового агрегата. В качестве двигателя предложили использовать ГАЗ-М1 с коробкой передач и радиатором танка Т-38, для установки которого МТО подверглось переделкам. Кроме того, была облегчена башня. Вместо грибообразной наблюдательной вышки на крыше башни появилась конусная крышка из углеродистой стали, а также упразднена кормовая ниша. Модернизированный танк получил обозначение Т-18М.
Таким омоложением старого Т-18 занимался завод №37 им. Орджоникидзе. Испытания состоялись в марте 1938 г. На них была достигнута скорость 24,3 км/ч, но на четвертой передаче старый изношенный двигатель работать отказался (предполагалось достижение скорости 33-35 км/ч). Ввиду смещенного назад центра тяжести нового танка он "юзил" при торможении на мокром шоссе и плохо тянул в гору. В результате испытаний было отмечено, что идея использования силового агрегата ГАЗ М-1 разумна, но боевая ценность Т-18М может оказаться чрезвычайно малой по сравнению со стоимостью затрат на его модернизацию.
|