85-мм зенитная пушка 52-К обр. 1939 г.
85-мм зенитная пушка 52-К обр. 1939 г.
85-мм зенитная пушка 52-К обр. 1939 г.
85-мм зенитная пушка 52-К обр. 1939 г.
85-мм зенитная пушка 52-К обр. 1939 г.
ТТХ УСТАНОВКИ 52-К
Калибр, мм |
85 |
Длина ствола, клб |
55,2 |
Масса орудия в боевом положении, кг |
4300-4900 |
Масса откатных частей, кг |
940 |
Углы ВН, град. |
-3 +84 |
Угол ГН, град. |
360 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
800 |
Скорострельность, выстр/мин |
20 |
Время перевода в боевое положние, мин. |
1 |
Скорость возки по шоссе, км/ч |
35 |
Расчет, чел. |
7 |
ТАБЛИЦА СТРЕЛЬБЫ 52-К
Снаряд |
Нач. скорость, м/с |
Даль-ность макс., м |
Досягае-мость по высоте макс., м |
О-365 |
800 |
~15500 |
~10500 |
О-365М |
800 |
11200 |
- |
О-365К |
793 |
15650 |
- |
БР-365 и БР-365К |
800 |
- |
- |
БР-365П |
1050 |
1000 |
- |
Бронепробиваемость 52-К для боеприпаса БР-365
Угол |
60° |
90° |
100 м |
97 |
119 |
250 м |
94 |
114 |
500 м |
91 |
111 |
750 м |
87 |
107 |
1000 м |
83 |
102 |
1500 м |
76 |
93 |
2000 м |
69 |
85 |
2500 м |
63 |
77 |
3000 м |
57 |
70 | |
5 сентября 1937 года КБ завода № 8 сообщило Артуправлению о проекте инженера Г.Д Дорохина наложения 85-мм ствола на лафет 76-мм пушки 3К. 85-мм ствол снабжен дульным тормозом, вес снаряда 9,2 кг, начальная скорость 800 м/с. На всякий случай военпред Цырульников произвел расчет наложения того же ствола, но без дульного тормоза. При этом требовалось увеличить вес ствола на 300-400 кг, что требовало серьезной переделки узлов и деталей системы.
28 сентября 1937 года нарком обороны обратился в Артуправление с предложением включить в план опытных работ на 1938 год заводу № 8 изготовление опытного образца 85-мм подвижной пушки, тактико-технические требования которой будут разработаны Артуправленнем. К тому времени Артуправление уже занималось разработкой этих требований. Так, протоколом от 22 ноября 1937 года было решено снять задание на проектирование 85-мм дистанционной шрапнели.
31 января 1938 года завод № 8 представил Артуправлению описание 85-мм пушки 52-К:
Вместо существующего лейнера (от 76-мм зенитки 3-К) взята свободная труба, конец которой свободен от кожуха на длине 1800 мм и имеет навинтной дульный тормоз. Поковка свободной трубы новая. Кожух свободной трубы имеет утолщение между захватами (чтобы нормально работал уравновешивающий механизм от лафета 3-К) и короче на 1431 мм существующего моноблока 76-мм пушки 3-К. Этот кожух можно получить из существующей поковки, казенник и клин претерпевают незначительные изменения, благодаря чему можно использовать существующие поковки казенника и клина от 3-К. Таким образом, в 3-К надо заменить:
а) моноблок на другой кожух; б) лейнер на свободную трубу.
Кроме того, надо заменить казенник, клин, кривошип спусковой рукояти, лапки экстрактора и ввести дульный тормоз.
В январе 1938 года были проведены заводские испытания первого опытного 85-мм ствола на лафете 3-К. Согласно акту от 29 января 1938 года, всего сделано 35 выстрелов при угле 0°. Первые 20 выстрелов сделаны с дульным тормозом снарядом весом 9,2 кг, начальная скорость была 613-830 м/с, а затем сделано 15 выстрелов без дульного тормоза с начальной скоростью 673-714 м/с. По этим 15 выстрелам установлена предельная начальная скорость 715 м/с при допустимом откате 1150 мм для стрельбы без дульного тормоза.
31 января 1938 года 85-мм ствол на лафете ЗК прибыл на Софринский полигон. 1 февраля сделано 45 выстрелов при углах возвышения от 0° до +80° со средней начальной скоростью 827,2 м/с. Отмечены отказы в работе полуавтоматики (аккумулятора). Длина отката несколько увеличена.
Комиссией отмечено, что даже при темпе стрельбы 1 выстрел в 1,5-2 минуты ствол значительно нагревается. В целом результаты удовлетворительные.
Испытания на НИЗАПе в 1938 году на лафете 3-К
85-мм пушка на лафете ЗК впервые прошла испытания на НИЗАПе (Научно-исследовательском зенитно-артиллерийском полигоне) с 8 июля по 25 сентября 1938 года. Ко времени прибытия на НИЗАП из 85-мм ствола уже было сделано 104 выстрела.
По результатам испытаний комиссия НИЗАПа отметила ряд недостатков 85-мм пушки:
а) Недостаточный процент поглощения энергии дульным тормозом, что приводит к прыжкам системы и сбиванию наводки; б) Увеличение по сравнению с 3-К бокового рассеивания снарядов; в) Намины на задней поверхности клина затвора.
Учитывая, что в целом 85-мм пушка себя оправдала, Артуправление решило заказать опытную серию в 20 пушек заводу № 8.
Опытная серия отличалась от опытного образца, изготовленного в конце 1937 года, новым дульным тормозом и увеличенной опорной поверхностью клина и казенника.
Головной образец отличался от самой серии тем, что 85-мм ствол был наложен на лафет 76-мм зенитной пушки обр. 1938 г. (упрощенную тумбу, установленную на четырехколесную повозку), на нем были поставлены клин, казенник, полуавтоматика и кожух образца, изготовленного в 1937 году.
Испытания на НИЗАПе в 1939 году на лафете пушки обр. 1938 г.
85-мм пушка на лафете 76-мм пушки обр. 1938 г. прошла испытания на НИЗАПе с 21 апреля по 10 августа 1939 года с перерывами из-за отсутствия боеприпасов. В ходе испытаний на НИЗАПе сделано 1100 выстрелов и пройдено 500 км. Средняя скорость буксировки за ЗиС-5 по грунтовой дороге 30-35 км/ч, максимальная же скорость - около 50 км/ч.
Устройство 85-мм пушки на лафете 7б-мм пушки обр. 1938 г. лучше, чем на лафете 3-К. Дульный тормоз действовал удовлетворительно. Отмечено три отказа полуавтоматики.
В ходе полигонных испытаний стреляли снарядами весом 9,2 кг с начальной скоростью 800 м/с. По результатам полигонных испытаний комиссия заявила, что пушка полигонные испытания выдержала, и рекомендовала ее к принятию на вооружение в качестве корпусной зенитной пушки. По этому поводу Артком заявил, что "ни 76-мм, ни 85-мм зенитные пушки не могут заменить 100-мм зенитной пушки, и смешивать в общую кучу эти системы не следует".
10 мая 1940 года Артуправление окончательно установило индекс 85-мм зенитной пушки - "52-П-365".
5 июля 1940 года Артком срочно приказал собрать четыре 85-мм зенитные пушки и отправить на испытания в Евпаторию, для чего завод № 8 должен снять с 76-мм пушек обр. 1938 г. стволы и заменить их на 85-мм.
Производство 52-К велось исключительно на завдое №8 им. Калинина, который до зимы 1941-42 гг. располагался в деревне Подлипки (Подмосковье), а затем был эвакуирован в г.Свердловск. В 1940 году цена одного орудия 52-К составляла 118 тыс. руб.
К 22 июня 1941 года в войсках имелось 2630 орудий 52-К. В годы войны 676 орудий было передано в ВМФ.
БОЕПРИПАСЫ ДЛЯ 85-ММ ЗЕНИТНОЙ ПУШКИ ОБР.1939 г.
ВЫСТРЕЛ |
СНАРЯД |
ЗАРЯД |
Индекс |
Масса, кг |
Индекс |
Масса, кг |
Длина, клб |
Масса ВВ, кг |
Взрыватель |
Индекс |
Масса, кг |
ОСКОЛОЧНЫЕ, ФУГАСНЫЕ |
УО-365 |
16 |
О-365 |
9,2 |
3,4 |
0,66 |
T-5, ТМ-30, ВМ-30 |
Ж-365 |
2,48 |
УО-365К |
16,3 |
О-365 |
9,54 |
3,4 |
0,66 |
КТМ-1, КТМ-1-У |
Ж-365 |
2,48 |
УО-365М |
15,99 |
О-365М |
9,24 |
3,4 |
0,646 |
ВМ-2 |
Ж-365 |
2,48 |
УО-367 |
16,3 |
О-365К |
9,54 |
- |
0,741 |
КТМ-1, КТМ-1-У, КТМЗ-1, КТМЗ-1-У |
Ж-365 |
2, 48 |
БРОНЕБОЙНЫЕ КАЛИБЕРНЫЕ |
УБР-365 |
16 |
БР-365 (тупоголовый) |
9,2 |
- |
- |
МД-7 |
Ж-365 |
2,6 |
УБР-365К |
16,2 |
БР-365К (остроголовый) |
9,34 |
- |
- |
МД-8 |
Ж-365 |
2,6 |
БРОНЕБОЙНЫЕ ПОДКАЛИБЕРНЫЕ |
УБР-367П |
11,72 |
БР-367П |
5,35 |
- |
нет |
нет |
Ж-365 |
2,5 |
УБР-367ПК |
11,42 |
БР-367ПК (катушечный) |
4,99 |
- |
нет |
нет |
Ж-365 |
2,5 |
БРОНЕПРОЖИРАЮЩИЕ (КУМУЛЯТИВНЫЕ) |
нет |
КАРТЕЧЬ И ШРАПНЕЛЬ |
нет |
ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ |
нет |
ДЫМОВЫЕ |
нет |
|