Пятница, 29.03.2024, 00:08

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Новости форума
  • Поисковые магниты (5)
  • Инструкция GARRETT GTI 2500 (5)
  • CСЫЛКИ (1)
  • Выбор мотопомпы (17)
  • Литература на военно-историческую тематику (0)
  • Файлы
    Фотографии
    Погода
    Яндекс.Погода
     Каталог файлов
    Главная » Файлы » Бронетехника "Советский Союз" » Средние танки

    Т-28
    [ ] 16.10.2007, 14:23
    Средний танк Т-28

    История создания

    Средний многобашенный танк Т-28, наряду со своим тяжелым "собратом" Т-35, был символом мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии в предвоенные годы. Его облик знаком многим по кадрам кинохроники, запечатлевшим могучие стальные крепости, проходящие в парадном строю по Красной Площади.

    В 1931 году коллектив Опытного конструкторско-механического отдела Машиностроительного завода "Большевик" в Ленинграде, возглавляемый Н. В. Барыковым, приступил к проектированию трехбашенного среднего танка, предназначенного для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве укрепленных оборонительных полос.

    Производство танков Т-28
    Производство танков Т-28.

    Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц. В конце года первый прототип нового танка был выведен на заводские испытания.

    В главной башне прототипа размещалась 45-мм танковая пушка и пулемет ДТ в шаровой установке. В двух малых пулеметных башнях устанавливались еще два ДТ. Для поворота главной башни использовался электропривод, что являлось новинкой для того времени, а для удобства работы экипажа в ней имелся также подвесной полик. Конструкция ходовой части танка, весившего 18 тонн, придавала ему необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление препятствий. Вместе с тем, при первом же испытании в ней выявилось большое число недоработок, как впрочем и в силовой установке.


    Средний танк Т-28.
    Средний танк Т-28.

    В связи с загруженностью танкового производства завода "Большевик" (выделенного в 1932 году в самостоятельный завод № 174 имени К.Е.Ворошилова) программой выпуска танка T-26, серийное производство трехбашенного среднего танка было поручено заводу "Красный путиловец" (с 1934 года - Кировский завод). Проектная документация и опытный образец танка поступили туда в октябре-ноябре 1932 года.

    Т-28 на параде на Красной Площади
    Т-28 на параде на Красной Площади.

    Для обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоуправления была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавил О.М.Иванов. Конструкторской же группой первоначально руководил Н.Ф.Комарчев, а с 1933 года А.Г.Ефимов.

    Для оказания помощи при организации серийного производства на "Красный путиловец" был направлен начальник ОКМО Н.В.Барыков. В мае 1937 года после ареста О.М.Иванова, начальником СКБ 2 стал 29-летний Ж.Я.Котин.

    К 25 февраля 1933 года были изготовлены первые 8 бронекорпусов и началась сборка первых четырех танков. К 1 мая завод выпустил 12 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде в Москве, а два в Ленинграде. 11 августа 1933 года танк был принят на вооружение мотомеханизированных войск РККА под маркой Т-28.

    Заказ РККА на 1933 год составлял 90 танков, однако в войска была сдана только 41 машина. Т-28 производился в течение восьми лет, и всего за это время было выпущено 503 танка.

    Т-28 на параде на Манежной площади
    Т-28 на параде на Манежной площади.

    Серийный Т-28 существенно отличался от прототипа. При сохранении общей компоновки и схемы расположения башен существенным изменениям подвергся корпус, конструкция которого стала сварной. В главной башне измененной формы с развитой кормовой нишей, вместо 45-мм установили 76,2-мм пушку.

    Подверглись усовершенствованию ходовая часть и моторно-трансмиссионное отделение. Танк Т-28 производился несколькими сериями. Начиная со второй серии, в конструкцию танка вносились многочисленные (более 600) изменения.

    Вместе с тем, крупных модернизаций, сильно затронувших боевые характеристики танка, было только три. С 1938 года начала устанавливаться новая более мощная 76,2-мм пушка Л-10. Справедливости ради следует отметить, что исправных Л-10 не хватало и часть танков по-прежнему оснащалась КТ. С декабря следующего года, с учетом опыта боев на Карельском перешейке, броню танка усилили экранами. Толщина лобовых листов корпуса и башен выросла до 50-80 мм, а бортовых и кормовых – до 40 мм. Масса такого танка, получившего в послевоенной литературе обозначение Т-28э (экранированный), возросла до 32 тонн. И, наконец, в 1940 году были выпущены танки последней серии, имевшие главную башню конической формы.

    Т-28 в стандартном летнем камуфляже 1940-1941
    Т-28 в стандартном летнем камуфляже 1940-1941.

    Следует отметить, что в процессе серийного производства удалось достигнуть высокой степени унификации с тяжелым танком Т-35. Например, главная башня (как цилиндрической, так и конической формы) и пулеметные башни на обоих типах машин были одинаковые. Первоначально, танк вооружался 76,2-мм танковой пушкой КТ ("Кировская танковая" - КТ-28) обр.1927/32 года, в установке которой использовалась качающаяся часть 76,2-мм полковой пушки образца 1927 года.

    Т-28 в стандартном зимнем камуфляже 1943
    Т-28 в стандартном зимнем камуфляже 1943.

    Малые башни вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке. Каждая башня могла вращаться от упора в стенку кабины механика-водителя до упора в стенку корпуса танка, горизонтальный угол обстрела при этом составлял 165°.

    На танках последних серий на люке наводчика появилась зенитная турельная установка П-40 с пулеметом ДТ, снабженным коллиматорным прицелом для стрельбы по воздушным целям.

    Зенитная турельная установка П-40
    Зенитная турельная установка П-40.
    (рис. В.Потапова)

    В целом конструкцию танка Т-28 можно признать достаточно совершенной для своего времени. Состав и расположение вооружения, применительно к идее многобашенной компоновки, были оптимальными. Три башни, размещенные в два яруса, при независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты массированным огнем, который мог управляться и корректироваться одним командиром (чего не скажешь о Т-35, пятью башнями которого управлять в бою одному командиру было физически невозможно).

    Вместе с тем, танк имел и существенные недостатки, особенно в системах двигателя и трансмиссии. Быстро изнашивалась и ходовая часть: лопались рессоры, выходили из строя детали подвески, ломались шестерни бортовых передач. Танки с трудом проходили приемосдаточный пробег, а затем на завод начинали поступать рекламации из войск. Несмотря на ряд переделок и улучшений - усиление амортизаторов ходовых тележек, применение опорных катков с внутренней амортизацией, постоянное совершенствование агрегатов двигателя и трансмиссии - недостатки полностью устранить не удалось. Во многом это было связано как со скудной агрегатной базой, так и с достаточно низкой технологией изготовления. Не сразу были готовы к приему столь сложных боевых машин и войска.

    Средний танк Т-28

    Боевое применение Т-28.

    Первые 10 танков поступили во 2-й отдельный танковый полк Резерва Главного Командования (РГК) Ленинградского военного округа. Отдельные танковые части РГК ведут свое существование с 1924 года. 2-й танковый полк был сформирован в 1929 году. В последующие годы по мере поступления новых танков сформировали еще четыре танковых полка РГК в Смоленске, Киеве, Харькове и Слуцке. Организация этих полков претерпела несколько изменений.

    Т-28 по пути на фронт. Зимняя война, 1940
    Т-28 по пути на фронт. Зимняя война, 1940.

    К концу 1935 года они состояли из трех батальонов по 30 танков в каждом. На их вооружение поступали средние (Т-28) и тяжелые (Т-35) танки. В декабре 1935 года танковые полки были развернуты в отдельные тяжелые танковые бригады. Тяжелая танковая бригада на танках Т-28 состояла из трех линейных батальонов, учебного батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений.

    Организация тяжелых танковых бригад была утверждена Наркомом обороны 12 декабря 1935 года. Приказом Наркома обороны от 21 мая 1936 года тяжелые танковые бригады выделили в Резерв Главного Командования. Танковые части и соединения РГК готовились по специально разработанной программе в соответствии с их общим предназначением. Их предусматривалось использовать для качественного усиления стрелковых дивизий и корпусов при прорыве сильно укрепленных позиций противника. В 1939 году имелись четыре тяжелых танковых бригады. 4-я, 5-я, 10-я и 20-я, дислоцировавшиеся соответственно в Киевском Особом, Харьковском, Западном Особом и Ленинградском военных округах. 5-я танковая бригада была смешанного состава, наряду с Т-28 в ней имелись танки Т-35.

    Первыми приняли участие в боевых действиях 4-я и 10-я тяжелые танковые бригады Они отличились во время "освободительного похода" в Западную Украину в сентябре 1939 года.

    Два танка Т-28 вступают в бой. Украина. Лето 1941
    Два танка Т-28 вступают в бой. Украина. Лето 1941.

    По результатам применения танковых частей, автобронетанковые войска Красной Армии в ноябре 1939 года, перешли на новую организацию. Танковые бригады Т-28 теперь должны были быть трехбатальонного состава, по 156 машин (из них 39 БТ). В последующем их намечалось перевооружить танками KB-1.

    30 ноября 1939 года начался советско-финский вооруженный конфликт, в котором принимали участие 10-я и 20-я тяжелые танковые бригады. За финскую кампанию 20-я танковая бригада им. С.М.Кирова (командир - комбриг Борзилов) была награждена орденом Красного Знамени.

    В "Зимней войне" танки Т-28 использовались в основном для стрельбы прямой наводкой по амбразурам финских ДОТов. При этом 30-мм броня танка не спасала его от огня вражеской противотанковой артиллерии, что и обусловило их довольно высокие потери. Именно по результатам этих боев появился экранированный танк - Т-28э.

    Во время конфликта два Т-28 были захвачены финнами. В 1941 году к ним добавились еще пять. В составе единственной финской танковой бригады они использовались практически до 1945 года.

    Захваченный финнами Т-28. Зима 1942
    Захваченный финнами Т-28. Зима 1942.

    В 1944 году один из них переоборудовали в эвакуационную машину (с него сняли все башни) и использовали в этом качестве вплоть до 1951 года. Никуда более танки Т-28 не поставлялись. Ходят слухи, что в 1935 году два Т-28 были проданы Турции. Однако документов, подтверждающих этот факт, пока не найдено.

    С началом формирования механизированных корпусов, в марте 1940 года, автобронетанковые войска Красной Армии стали переходить от бригадной организации к дивизионной. В это время были расформированы все танковые бригады, в том числе и тяжелые, а их танкам укомплектовывались вновь создаваемые соединения. Так например, на 22 июня 1941 года 75 танков Т-28 имелось в составе 8-й танковой дивизии 4-го мехкорпуса, еще пятью машинами располагала 10-я танковая дивизия 15-го мехкорпуса. Эти мехкорпуса входили в состав Киевского Особого военного округа. Имелись Т-28 и в 5-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса и 3-й танковой дивизии 1-го мехкорпуса. Последние мехкорпуса дислоцировались соответственно в Прибалтийском Особом и Ленинградского военных округах. Всего же по состоянию на 1 января 1941 в войсках насчитывалось 441 танк Т-28.

    Подбитый Т-28. Украина. Июль 1941
    Подбитый Т-28. Украина. Июль 1941

    15 июля 1941 года 16-й механизированный корпус получил приказ Командующего Юго-Западным фронтон нанести удар по фашистским войскам из района Казатин на Житомир. В этом ударе принимал участие и 29-й танковый полк 15-й танковой дивизии, в составе которого, в числе прочих машин, имелись и Т-28.

    Во время контратаки на деревню Семеновку (под Бердичевым) взвод Т-28 под командованием младшего лейтенанта Василия Сумцова поджег три немецких танка, раздавил два противотанковых орудия, миномет семь автомашин, расстрелял до сотни гитлеровцев.

    Другой пример с уверенностью можно отнести к числу уникальных. В конце июня 1941 года, когда немецкие войска заняли Минск, в город неожиданно ворвался советский танк. Это был Т-28, управляемый старшим сержантом Д.И.Малько. На предельной скорости он промчался по улицам, давя гусеницами вражеских солдат, тараня тягачи и автомобили. Фактор внезапности сыграл свою роль. Танк прошел практически через весь город (он ворвался в Минск с запада) и был подбит только на его восточной окраине. Малько был ранен, но все же сумел покинуть горящий танк. После войны за этот бой он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

    Участь Т-28 в первые дни войны мало чем отличалась от участи другой техники, состоявшей на вооружении войск приграничных округов. Практически все они, включая танки новых типов, были потеряны в первые три месяца войны.

    В дальнейшем немногие из уцелевших Т-28 применялись вплоть до 1943 года на Ленинградском фронте и зимой 1941-1942 года в битве за Москву.

    Подбитый Т-28. Рядом - мертвый танкист. Лето 1941
    Подбитый Т-28. Рядом - мертвый танкист. Лето 1941.

    В своей книге "Москва-Сталинград-Берлин-Прага" Д.Д.Лелюшенко вспоминает, что во время боев под Москвой осенью 1941 года 16 танков Т-28 , без моторов, обнаруженные в районе НИИБТ Полигона, были зарыты в землю и использовались в качестве неподвижных огневых точек.

    К лету 1941 года танк Т-28 считался устаревшим. Это безусловно так, поскольку к тому времени полностью отжила сама концепция многобашенной компоновки. Наглядный пример тому - танк Т-34-76. При равной массе и мощности двигателя, примерно одинаковой огневой мощи и несколько более сильном бронировании "тридцатьчетверка" оставляла малоподвижному и громоздкому "двадцатьвосьмому" немного шансов на поле боя. Но это Т-34, который при всех своих недостатках, вне всякого сомнения являлся заметным шагом вперед в мировом танкостроении. А что же противник?

    Почти не превосходя Т-28 (и даже немного уступая Т-28э) в бронировании немецкие средние танки Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV существенно опережали его по подвижности. И это было вполне естественно - по сравнению с ними Т-28 был чудовищно длинным. Отношение L/B (длины опорной поверхности к ширине колеи) равнялось у него 2,04, в то время как у немецких танков 1,2 и 1,43 (у Т-34 - 1,5). А именно это соотношение очень важно: чем оно меньше, тем выше маневренность боевой машины.


    Танк Т-28 в финском музее в г.Парола

    По вооружению же Т-28 немного превосходил немецкие средние танки. Пушка Л-10 (как, впрочем, и КТ-28) могла эффективно поражать танки Вермахта на дистанциях танкового боя того времени. Конечно же, во время войны прогресс в танкостроении пошел семимильными шагами и уже к началу 1942 года танки Т-28 безнадежно устарели. Но они, собственно говоря, и не дожили до этого времени, почти все были потеряны в первые месяцы войны

    На Т-28 в порядке эксперимента устанавливали минный трал ТМ-35, прибор подводного хода (Т-28ПХ). На шасси Т-28 была создана САУ СУ-8, вооруженная 152-мм мортирой. Так же, развивая идею танка с колесно-гусеничным движителем на базе Т-28 был создан колесно-гусеничный танк Т-29, который был даже принят на вооружение в 1936 году, но в серию не пошел.


    Производство Т-28

    Производство Т-28

    Бронирование Т-28

    Бронирование Т-28
    Бронирование Т-28
    Категория: Средние танки | Добавил: orxeologia
    Просмотров: 1833 | Загрузок: 0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Поиск
    ...

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz