Вторник, 24.10.2017, 03:17

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Новости форума
  • Девушки (0)
  • Инструкция GARRETT GTI 2500 (5)
  • CСЫЛКИ (1)
  • Выбор мотопомпы (17)
  • Литература на военно-историческую тематику (0)
  • Файлы
    Фотографии
    Погода
    Яндекс.Погода
     Каталог файлов
    Главная » Файлы » Бронетехника "Советский Союз" » Средние танки

    Т-24
    [ ] 16.10.2007, 14:19
    Средний танк Т-24

    В ходе гражданской войны применение танковых отрядов, если его рассматривать на фоне действий бронепоездов, носило эпизодический характер. Тем не менее специально созданная Советским правительством организация "Центробронь" с самого начала уделяла огромное внимание гусеничным боевым машинам, предвидя их огромное военное значение в будущем.

    2 ноября 1919 года в газете "Известия Народного комиссариата по военным делам" были опубликованы условия открытого конкурса на проект танка для Красной Армии. По итогам конкурса первую премию присудили проекту десятитонного плавающего танка инженера Г.В.Кондратьева, проходившего под девизом "Теплоход типа AM". Постройку двух таких машин начал, но так и не завершил Ижорский завод. В отличие от сормовских собратьев, представлявших собой переделку французских "Рено FT17/18", танк Кондратьева был полностью оригинальной разработкой. На второй открытый конкурс, проводившийся в 1922 году, представили еще 7 проектов. Как видим, деятельность по проектированию танков велась более чем оживленно, несмотря на то, что экономика страны еще не позволяла организовать даже экспериментальное танкостроение.

    Проекты первых советских танков
    Проекты первых советских танков.

    В 1923 году работу по систематизации имеющегося опыта проектирования танков возложили на Главное управление военной промышленности ВСНХ. Годом позже в системе Орудийно-арсенального треста (ОАТ) создается Московское танковое бюро, возглавленное С.П.Шукаловым. В числе оригинальных разработок этого коллектива - проекты восемнадцатитонного танка ГУВП-1 и шестнадцатитонного ГУВП-2. Первый больше напоминал поставленную на гусеничный ход бронепоездную площадку с концевой башней. Всю среднюю и кормовую часть занимал каземат, полностью исключавший стрельбу башенного орудия в заднем секторе (считалось, что при прорыве неприятельской обороны основные цели, достойные трехдюймового снаряда, будут находиться впереди и на флангах). Круговой обстрел обеспечивался шестью пулеметами. Машина несла 13-мм броню, обслуживалась экипажем из 6 человек и по расчетам должна была передвигаться с максимальной скоростью 20 км/ч. Компоновка ГУВП-2 явно была заимствована у французского танка 2С, однако носовая башня с 45-мм пушкой имела возможность кругового обстрела за исключением незначительного пространства, перекрываемого кормовой пулеметной башней. Особой оригинальностью отличалась подвеска, рассчитанная на скорость до 20 км/ч. На танк предполагалось установить 4 пулемета, максимальная толщина брони должна была составить 22 мм, экипаж - 5 человек.




    Танк Т-12 на испытаниях под Харьковом. Июнь 1930 г.

    Но армия требовала срочного оснащения броневых сил новой материальной частью. В строю находились устаревшие, предельно изношенные английские и французские трофейные машины. К апрелю 1925 года сложилось критическое положение и с вооружением танков. Обеспеченность танков "Рикардо" (Mk.V) исправными 57-мм пушками Гочкиса равнялась 10%, а пушечные "Рено" FT-17 вообще оказались фактически разоруженными. В качестве временной меры предлагалось использовать пулеметы "Максим".

    24 октября 1925 года в мобилизационно-плановом управлении РККА прошло совещание по проблемам танкового строительства, систематизировавшее уже ведущиеся проектно-конструкторские работы. Решением совещания, фактически сворачивалось проектирование "позиционного" или "большого" (тяжелого) танка, а все усилия концентрировались на создании "маневренного" и "малого" танков. Последний под индексом Т-16 прошел генеральные испытания, а 6 июля 1927 года решением РВС СССР был принят на вооружение и с тех пор известен как Т-18 (МС-1).

    Техническое задание на проектирование и изготовление "маневренного" танка было выдано 17 ноября 1927 года Орудийно-арсенальному тресту с тем условием, что в период постройки машины на Государственном Харьковском паровозостроительном заводе (ГХПЗ) конструкторское бюро ОАТ окажет последнему техническую помощь.

    Танковое КБ было создано на ГХПЗ только в октябре 1927 года и, разумеется, не имело еще никакого опыта по конструированию танков (как, впрочем, и весь завод, занимавшийся производством локомотивов и гусеничных тракторов "Коммунар"). Это и предопределило разделение труда между ГХПЗ и ОАТ: в Харькове разрабатывались трансмиссия и ходовая часть, в Москве - корпус и башня.

    Надо сказать, что ОАТ довольно прохладно отнесся к проектированию Т-12 (такой индекс получил "маневренный" танк) и постарался основную часть задания переложить на плечи харьковских конструкторов. Более полугода в Москве под руководством представителей ОАТ главного конструктора С.Шукалова и ведущего конструктора О. Иванова трудились их коллеги с ГХПЗ (они разрабатывали детали корпуса и башни, рабочие места членов экипажа, установку вооружения, смотровые приборы и т. д.). В работах по Т-12, проводившихся в Харькове, принимал участие представитель ОАТ военный инженер Н.М.Тоскин. С октября 1928 года к созданию этой машины подключился двадцатитрехлетний техник-чертежник Александр Морозов - в будущем руководитель танкового бюро ГХПЗ, выдающийся конструктор, дважды Герой Социалистического Труда.

    Концепция Т-12 представляла собой синтез опыта, накопленного при проектировании Т-18, и идеи многоярусного расположения вооружения, последовательно проводимой американцами на опытных средних танках серии Т.1.Е1. (мод. 1921-1925 гг.). Изначально Т-12 создавался под 45-мм длинноствольную пушку или 57-мм гаубицу и 3-х установок спаренных пулеметов системы Федорова. Все его вооружение размещалось двухъярусно в башнях - главной и независимо вращающейся малой пулеметной. Серьезный недостаток такого размещения вооружения заключался в том, что вращение главной башни неизбежно сбивало наводку малой. Кроме того, многоярусность влекла за собой увеличение высоты танка до 3 м, что делало его очень заметным и трудномаскируемым.



    Танк Т-12 на испытаниях под Харьковом.
    Машина вооружена 45-мм пушкой обр.1930 и тремя пулеметами ДТ. Июнь 1930 г.

    Чистая масса танка составила 14 280 кг. В боевом положении, то есть с экипажем 4 человека, боекомплектом (100 снарядов к пушке и 4000 патронов к пулеметам), горючим и т. п., удельное давление при погружении гусеничных цепей на 100 мм в мягкий грунт составляло 0,45 кг/см2. Для танка предусматривался восьмицилиндровый авиационный двигатель "Испано", мощностью до 200 л.с. при 1500 об/мин. При этом учитывалась возможность его замены на 180-сильный (при 1800 об/мин) специализированный двигатель. В ходовой части применили весьма удачный механизм натяжения гусениц.


    45-мм пушка обр. 1930


    6,5-мм сдвоенный пулемет Федорова-Иванова обр. 1925

    Для Т-12 было характерным нетипичное для советского танкостроения расположение места механика-водителя - справа от продольной оси машины.

    Максимальная скорость танка равнялась 26 км/ч, причем планетарная коробка передач позволяла изменять режим движения на 15, 7 и 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях. Новинкой стал и ленточный плавающий тормоз профессора В.И.Заславского.

    Вертикальная бронировка выполнялась из 22-мм брони, горизонтальная - из 12-мм. Механизм поворота главной башни имел механический привод, наведение на цель пулеметной башни осуществлялось с помощью спинного упора.

    Т-12, как и его предшественник Т-18 оборудовался "хвостом" - он увеличивал длину машины на 690 мм и позволял переезжать через окоп шириной до 2,65 м. Наибольший преодолеваемый угол подъема составлял 40°.

    11 июля 1930 года на испытания танка прибыл наркомвоенмор тов. Ворошилов, начальник УММ тов. Халепский и нач. техуправления УММ тов. Бокис. Танк на испытаниях вел себя достойно. На твердом грунте он легко достигал скорости 26 км/ч, преодолевал окопы шириной до 2 м.

    На эти испытания танк вышел с пулеметом Кольта в шаровой установке Шпагина (отечественный ДТ еще не был готов). При стрельбе из пулемета отмечалась хорошая меткость (60% пуль попало в цель). Однако были отмечены и недостатки: слетала гусеница, после 20 переключений коробка передач сбрасывала скорость, а после расходования 90 литров бензина он почему-то прекращал поступать к двигателю, хотя в баках еще оставалось примерно 130 литров. Но в целом танк признали соответствующим требованиям и рекомендован для принятия на вооружение с учетом устранения выявленных недостатков.




    Т-24 во дворе ВАММ (вид спереди и сзади). 1940.

    Одновременно артиллеристы провели экспериментальный обстрел 22-мм и 18-мм бронеплит и дали заключение о стойкости брони. Акты испытаний подписали главный инженер завода С.Н.Махонин и начальник КБ И.Н.Алексенко. По их результатам заводское КБ ГХПЗ приняло самое активное участие в доводке машины, выполнив, по существу, капитальную модернизацию исходного образца, получившего в итоге новое обозначение Т-24. Главным аргументом для столь глубокого изменения конструкции стал недостаточный запас хода Т-12.

    27 марта 1930 года в Управлении механизации и моторизации РККА состоялось совещание по вопросу изготовления установочной серии Т-24 в количестве 15 единиц. Первые три Т-24 были изготовлены к концу июля 1930 года, и один из них был отправлен на сравнительные испытания с Т-12.

    Первый день испытаний (24 июля 1930 года) не принес никаких неожиданностей, но и восторгов тоже. Танк вел себя почти так же как и Т-12. Через три дня было назначено испытание 45-мм пушки Соколова, которую вместе с башней переставили с Т-12, и тут случилось ЧП. 26 июля 1930 года у танка, двигавшегося по мягкому грунту с орудием и боекомплектом в 10 снарядов, вдруг загорелся двигатель. В донесении о происшествии Наркомвоенмору тов. Ворошилову этот случай описывается так: "...тов. Владимиров остановил танк, помог экипажу покинуть машину, открыл мотор и сбил 75% пламени штатным огнетушителем, после чего одел противогаз и, забравшись в моторное отделение, полностью потушил огонь песком и собственной одеждой..."

    Танк был спасен, но для дальнейших испытаний был необходим его ремонт. Башня с вооружением вновь вернулась на Т-12, где орудие тоже вышло из строя. Кстати 45-мм пушка Соколова, установленная в 1930 г. в танке как временная мера, до освоения 45-мм "системы ОАТ танковой полуавтоматической пушки ГУВП образца 1925 г.", утвержденной Журналом Арткома от 18.6.1926 № 693, оказалась очень неудачной для танка, и потому оно практически не производилось (есть предположение, что было выпущено всего два 45-мм танковых орудия Соколова). Пушка же системы ОАТ осваивалась заводом №8 еще почти два года. Проектированием 57-мм гаубицы занимался П.Сячинтов. Он создал для своего времени революционную конструкцию, однако заказ на ее изготовление подтвержден не был и многие технические решения, заложенные в ней, увидели свет только в 76,2-мм пушке ПС-3.

    Боевая масса Т-24 составила 18,5 тонн, при этом толщина брони была 20 мм для вертикальных плит и 8,5 мм для горизонтальных, что обеспечивало защищенность от огня крупнокалиберных пулеметов на всех дистанциях. Главной башне придали цилиндрическую форму, в крыше малой появился люк с откидной крышкой. На Т-24 применили более мощный 300-сильный авиамотор М-6 отечественного производства. Ходовая часть была унифицирована с артиллерийским тягачом "Коминтерн" Силовая передача включала дисковый главный фрикцион, планетарную коробку передач, двойной дифференциал в качестве механизма поворота и простые бортовые передачи. В целом трансмиссия по конструкции агрегатов находилась на весьма высоком уровне.


    Танк Т-24. Маневры Харьковского военного округа. 1933
    Танк Т-24. Маневры Харьковского военного округа. 1933.

    Серийным производством Т-24 должны были заниматься ХПЗ и ЧТЗ. На 1930/31 год был запланирован выпуск 200 машин, но как было модно в те годы, руководством ГУВП были приняты встречные обязательства и план вырос до 300. Произвели же их много меньше - 28 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен, из них удалось собрать и принять госприемкой 24 танка. Почему так мало? Принято считать, что танк обладал рядом серьезных недостатков, помешавших его массовому производству, однако истина лежит, видимо, в иной плоскости. Ведь не помешала такая же масса недоработок серийному выпуску МС-1, Т-26 и т.д., почему же здесь обстояло иначе?


    Т-24 на испытаниях. 18 июля 1931.

    В фондах РГВА найдена переписка т.т. Халепского, Заславского и Ворошилова (ноябрь 1930 - февраль 1932 гг.), из которой можно понять, что глава УММ был очарован "танком ГРОТТО" (так И.Халепский именовал экспериментальный средний танк конструкции немецкого инженера Э. Гроте) и всячески восхвалял его. В частности он отмечал лучшие вооружение, плавность хода, легкость в управлении, обзор и даже ... простоту изготовления этого танка по сравнению не только с Т-12/Т-24, но и с танками "...американца Кристи, которые я видел в прошлом году в Америке". При этом тов. Заславский, отвечавший за Т-24, сетовал Ворошилову на малое внимание к освоению серийного выпуска изделия ГХПЗ. А тов. Ворошилов, отвечая Заславскому, чтобы тот обходился собственными силами, интересовался у Халепского: "... когда же новый и необходимый танк (Гроте) наконец появится в частях Красной армии?" Это продолжалось практически целый год. Завод сидел без финансирования и материалов, а начальство ждало окончания испытаний танка Гроте, потом изучало и обобщало их результаты и т.д. Но танк "ТГ" принят на вооружение не был, а мощности ХПЗ уже были заняты новым заказом - освоением того самого танка Кристи, который незадолго до того был отвергнут Халепским.

    Штатную 45-мм пушку Т-24 получили лишь в 1932 году, а до этого они снабжались только пулеметами (впрочем, первые танки БТ, к выпуску которых ГХПЗ приступил в 1931 году, были тоже чисто пулеметными). В войсках Т-24 использовались первоначально в качестве танков усиления, но вскоре их перевели в разряд учебных машин. Принять участие в боевых действиях им так и не довелось.



    Серийный танк Т-24. НИИБТ полигон.

    В конце 20-х - начале 30-х годов, когда отечественное танкостроение только формировалось, вырабатывались его концепции, готовились кадры, появился целый ряд оригинальных конструкций, от танкетки Т-17 до среднего "танка Гротте". В их числе находился и Т-24 - первый отечественный средний танк. На новых машинах оценивались оптимальные соотношения таких параметров, как бронирование, вооружение, скорость, проходимость маневренность и другие. Опробовались различные виды силовых передач, подвесок, гусеничных траков, отрабатывались схемы размещения и варианты установок вооружения. Буквально все делалось впервые. Естественно, что на этом этапе получить совершенные конструкции было крайне сложно, а скорее - просто невозможно. Неудивительно, что для первых отечественных танков характерными являлись такие недостатки, как ненадежная работа моторно-трансмиссионной группы, частое спадание гусениц, плохие проходимости и управляемость. В итоге в крупносерийном производстве состоял только Т-18, и нельзя сказать, что эти машины, особенно первых промышленных серий, вызывали у танкистов восторг.

    Танк Т-24 сняли с производства почти сразу, так как при его эксплуатации в войсках вскрылись его технические и эксплуатационные недостатки. Тем не менее, он сыграл значительную роль в истории отечественного танкостроения. Первые проекты, первые танки и попытка их производства позволили получить изначальный опыт, без которого было бы немыслимо создание мощной танковой промышленности в СССР.



    Корпус танка Т-24, разбитый артогнем на испытаниях.


    Компоновка танка Т-24

    Компоновка танка Т-24
    1. 45-мм танковая пушка;
    2. 7,62-мм пулемет ДТ;
    3. Шариковый погон малой башни;
    4. Подвижной полик малой башни;
    5. Шариковый погон главной башни;
    6. Двигатель М-6;
    7. Главный фрикцион;
    8. Двойной дифференциал с плавающими
    ленточными тормозами;
    9. Приспособление "хвост";
    10. Подмоторная рама;
    11. Моторная перегородка;
    12. Сиденье механика-водителя;
    13. Рулевая колонка;
    14. Педали управления;
    15. Гусеница

    Категория: Средние танки | Добавил: orxeologia
    Просмотров: 2460 | Загрузок: 0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017
    Поиск
    ...

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz