Конец 20-х - начало 30-х годов нашего столетия характеризовались постепенным обострением противоречий между различными государствами, что придавало процессу зарождения Второй мировой войны все более зримые черты. Активные военные приготовления шли по пути быстрого роста армий, совершенствования вооружения, милитаризации экономики и всей общественной жизни. Главной тенденцией в развитии армий того периода стала их механизация и моторизация, насыщение войск танками, самолетами, автоматическим стрелковым, артиллерийским и минометным вооружением.
Сборка шасси танка Кристи М.1930 на заводе Роуэй (Нью Джерси, США) |
В это время СССР был вынужден принимать экстренные меры к ускоренному развитию оборонной промышленности, техническому переоснащению Вооруженных Сил и дальнейшему повышению их боеспособности. В июле 1929 года Советское правительство утвердило первую танковую программу, которой предусматривалось иметь на вооружении армии танкетки, легкие танки, бронеавтомобили, САУ, гусеничные бронетранспортеры и другие специальные машины.
В конце ноября 1929 года, в связи с отставанием отечественной промышленности в разработке конструкций образцов всех типов танков, отвечающих принятой в то время системе вооружения, председателем Реввоенсовета К.Е.Ворошиловым был сделан доклад в Совете Труда и Обороны. На основании этого доклада 5 декабря комиссией под руководством зам. председателя СНК Г.К.Орджоникидзе было принято решение командировать за границу представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов вооружения и получения технической помощи по их производству.
30 декабря 1929 года комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И.А.Халепским убыла за границу. Посетив Германию, Чехословакию, Францию и Англию, комиссия прибыла в США в целях закупки танков малого типа Т-1 и Е-1 у фирмы "Cunningham". Результаты проведенных испытаний показали, что эти машины обладали скоростью движения на 8 км/ч ниже, чем у закупленного ранее танка английской фирмы "Vickers". Двигатель и редукторы постоянно грелись, а громоздкие гусеницы препятствовали достижению требуемой скорости движения. К тому же их цена оказалась на 175,5 тысяч рублей выше, а коммерческие требования фирмы "Cunningham" оказались абсолютно неприемлемы: ее представители выдвинули условия, согласно которым советская сторона должна была закупить минимальную партию в 50 машин с 50% предоплатой. Кроме того, в технической помощи и допуске инженеров на заводы советской стороне было категорически отказано. Все вышесказанное привело к срыву переговоров о закупке данного типа танков.
Танк Кристи. Вид спереди.
В той же поездке представители комиссии познакомились с Дж.У.Кристи и его строящимися быстроходными танками. Против ожидания, танки не произвели должного впечатления на главу комиссии И.А.Халепского, поскольку в то время он был еще "болен" танком немецкого конструктора Э.Гроте. Но предварительную договоренность об их возможном приобретении Халепский все-таки привез с собой. А когда встал вопрос о необходимости освоения их производства, советскому правительству пришлось раскошелиться.
Танк Кристи. Вид сзади.
Согласовав ряд вопросов, СССР закупил у Дж.У.Кристи два усовершенствованных опытных образца шасси танка, именуемого автором М.1930 (Модель 1930 года). Здесь хотелось бы подчеркнуть, что вопреки многим публикациям, были закуплены не танки целиком, но их шасси.
Основной причиной покупки танка "Кристи" М.1930 послужило, прежде всего, предоставление фирмой технической помощи, передача всех производственных чертежей и технологического процесса производства танка. Дж. У.Кристи выразил также готовность прибыть в СССР сроком на два месяца для консультаций и организации производства. Кроме того, фирма предоставляла возможность нашему инженеру работать на заводе в Рауэй (США). Техническая помощь не распространялась лишь на двигатели "Либерти", так как они под маркой "М-5" уже производились в СССР по лицензии.
Танк Кристи. Вид сверху.
Во многих публикациях по-разному трактуется вопрос о том, был ли факт продажи танков Кристи оформлен письменно или это была лишь устная договоренность. Судя по имеющимся документам, было и то, и другое. Действительно, 28 апреля 1930 года между фирмой "U.S. Wheel Track Layer Corporation" и Амторгом (торговой организацией, представлявшей в США интересы СССР) был подписан договор на поставку в Советский Союз "двух военных танков общей стоимостью 60000 американских долларов. Доставка танков должна быть произведена не позднее четырех месяцев со дня подписания договора" в котором кроме этого оговаривались: "доставка запасных частей к купленным танкам на сумму 4000 долларов, а также права на производство, продажу и использование танков внутри границ СССР сроком на десять лет" (Российский Государственный Военный Архив, Фонд 31811, дело 374, л. 5,6). За продажу производственных прав, передачу патентов и услуг в отношении технического содействия У. Кристи было уплачено еще 100000 долларов. Договор был подписан с американской стороны Дж.Уолтером Кристи - президентом корпорации, с советской стороны - А.В.Петровым, президентом "Амторга", в присутствии И.А. Халепского (СССР), Дж.Майкеля, Дж. Раймонда и Тиффани (все - США). То есть всего Советскому Союзу пришлось уплатить сумму 160 000 долларов.
Первый опытный танк Кристи "Оригинал-1" в СССР. |
Однако существовала еще и устная договоренность между Кристи и Халепским. Об этом упоминает Халепский в своем докладе о посещении США: "Во время моего визита к Кристи никаких документов не подписывалось, а была достигнута устная договоренность о продаже нам двух танков...". Да и Кристи в своем письме директору Амторга Гобару от 7 октября 1931 года, сообщает: "В этом письме обращаю последний раз Ваше внимание на достигнутое лично соглашение между т.Халепским, Вами, автором этого письма и другими членами Вашей комиссии, которые были свидетелями того, что контракт, заключенный со мной устно, должен быть выполнен независимо от легальных технических требований и изменений".
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что советские военные действительно заключили с Кристи устный договор на поставку танков. А так как в то время Советский Союз и Соединенные Штаты не имели дипломатических отношений, чтобы без проблем вывезти танки, пришлось заключить письменный договор с Амторгом, единственной организацией, официально представлявшей торговые интересы СССР в США.
Вернувшись из США в июне 1930 года, Халепский представил в РВС республики отчет о заграничной командировке, в котором танк Кристи характеризуется как чрезвычайно быстроходный танк с независимым колесно-гусеничным движением:
"Принимая во внимание, что танк "Кристи" по своим скоростям перекрывает все танки в мире, что его собираются строить поляки [здесь необходимо пояснить, что в то время Польша считалась одним из наиболее вероятных противников СССР - В.Потапов], мы можем попасть в очень невыгодное соотношение с точки зрения тактического применения танковых частей. В связи с этим, мною настоятельно предлагается форсировать организацию производства танка "Кристи" путем сохранения производства мотора "Либерти" на авиационных заводах и подготовки производства прочих агрегатов на Ярославском автомобильном заводе. ...Мною предлагается на текущий 1930-31 гг. дать промышленности задание построить не менее 100 штук танка "Кристи".
Но, вопреки некоторым источникам, заверявшим, что "русские были очарованы гениальностью танка Кристи", в докладе ему дается весьма скромная оценка:
"...несмотря на высокую скорость движения, которая, по заверениям американца, составляет более 45 км/ч на гусеницах и 70 км/ч на колесах ...означенный танк не подходит для принятия его в систему вооружения РККА".
Получается, что танк Кристи рассматривался скорее, как временная мера до создания собственного быстроходного танка.
Танк Кристи перед началом испытаний. 1931 г. |
Вопрос о производстве танков "Кристи" на Ярославском автомобильном заводе обсуждался на расширенном совещании РВС с представителями промышленности "По вопросам о танках", состоявшемся в период с 1 по 5 июля 1930 года.
В целях изучения организации производства и контроля за выполнением заказа 14 июля 1930 года член Научно-Технического Комитета (НТК) Н.М. Тоскин прибыл в Нью-Йорк и, войдя в контакт с конструктором заказанных машин, отправил на имя Халепского 127 листов чертежей опытного танка и уведомление о том, что Кристи сам собирается в Москву вместе с машинами.
9 августа 1930 года чертежи прибыли в Москву, откуда незамедлительно были переправлены главному конструктору главного конструкторского бюро при Государственном Всесоюзном орудийно-оружейно-пулеметном объединении С.П. Шукалову После снятия копий 13 октября 1930 года все чертежи были возвращены в АБТУ.
Согласно договору, Кристи был обязан к сентябрю 1930 года сдать обе машины представителю "Амторга", но, как он ни старался, полностью изготовить машины ему удалось лишь к концу года.
В последних числах декабря 1930 года собранные и испытанные машины из Нью-Йоркского порта были отправлены в СССР.
Тем временем, 21 ноября 1930 года РВС СССР принимает танк Кристи для производства. Несколько ранее возник вопрос об индексе для этого танка, так как вплоть до Т-34 все индексы были заняты на три года вперед. Однако решение главы УММ, узаконенное письмом от 11 января 1931 года, было непоколебимо:
"Поскольку американский танк Кристи не отвечает требованиям системы танко-тракторно-автоброневооружения и на вооружение не принимался, сквозного индекса Т ему не присваивать... Более разумным представляется предложение о присвоении ему индекса "СТ" - скороходный танк, или "БТ" - быстроходный танк..."
Именно это решение и породило столь приметное название "советского Кристи". А 23 мая 1931 года вышел приказ Высшего Совета народного хозяйства СССР, в котором танк Кристи разрешалось ввести в "Систему танко-тракторно-авто-бронево-оружения РККА" в качестве танка-истребителя.
Члены комиссии осматривают танк Кристи. Апрель 1931 г. |
Прибывшие в начале 1931 года в СССР обе машины подверглись тщательным исследованиям и испытаниям. В частности, танк, имевший заводской номер 2051, 4 марта 1931 года был получен для исследований на склад N 127 АБТУ. После короткого знакомства с танком представителей УММ РККА, 14 марта опытный образец прибыл в испытательный отдел, где, согласно распоряжению начальника УММ РККА, до 16-го мая проводилось ознакомление с его материальной частью и демонстрация закупленной машины под руководством начальника отдела Громова и инженера танковой станции Лаврентьева. Многочисленные делегации руководящего состава РККА с конца марта и до 16 апреля знакомились с приобретенной новинкой, которая в целом произвела на них хорошее впечатление. Поэтому уже 24 апреля 1931 года на заводе "Большевик" состоялось совместное совещание "О танковой программе на заводе на 1931 год". О важности рассматриваемого вопроса свидетельствует состав участников совещания: К.Е. Ворошилов, Тухачевский, Славин (РВС ЛВО), Карпенко (ОГПУ), Литуновский, Халепский, Лебедев (УММ), Сальников (директор завода), К.К.Сиркин, Забржевский (технические директора завода), а также другие представители завода и цехов.
В этом постановлении было записано:
"Завод принимает заказ на изготовление в текущем (1931) году на 100 танков "БТ" (модель "Кристи") при условии снабжения его прокатной цементированной броней, причем для разработки рабочих чертежей переключается с 1 мая сего года на эту работу специальное танковое конструкторское бюро, заканчивающее в данный момент рабочие чертежи Т-26... В связи с производством "БТ" дальнейший выпуск Т-18 прекратить".
Но этим планам не суждено было сбыться. Дело в том, что финансово-плановая комиссия НКВМ наметила на 1931 год изготовление 150 средних танков "ТГ" немецкого конструктора Э.Гротте. Но из-за задержки изготовления опытного образца нового типа среднего танка заместителем председателя Реввоенсовета Уборевичем по предложению Халепского было разрешено заказать на ХПЗ изготовление 200 средних танков Т-24 вместо ТГ. Но так как договор на их изготовление даже к концу апреля 1931 года еще не был заключен, то Комиссия Обороны СССР в начале мая проработала вопрос о возможности производства на ХПЗ танка "БТ" ("Кристи").
Танк Кристи на испытаниях. Весна 1931 г. |
Выбор был не случаен, так как производственная база завода позволяла практически полностью изготовить танк. По кооперации планировалось изготавливать лишь радиаторы, конические шестерни КПП и литые детали из высокосортной стали.
Здесь необходимо отметить, что ХПЗ начал организацию танкового производства не на пустом месте. Коллектив завода получил определенный опыт ремонта зарубежных трофейных танков уже в 1920-1923 годах, когда завод отремонтировал около 30 трофейных танков. С 1924 года на заводе серийно изготавливались гусеничные тракторы "Коммунар"; разрабатывалась конструкция более мощного и совершенного трактора "Коминтерн". С 1925 года началось внедрение в паровозостроении газовой и электросварки. За эти годы выросли кадры рабочих, руководителей, конструкторов, металлургов, технологов.
По приказу народного комиссара по Военным и Морским делам от 17 мая 1931 года начальник УММ РККА составил план выполнения решений правительства по организации производства "БТ" (танка "Кристи") на ХПЗ. Этим планом предусматривалось:
"1. Изготовление рабочих чертежей к 15.07.31 г. (один месяц) СКБ под руководством начальника конструкторского бюро оружейного объединения С.А.Гинзбурга и в составе 20 инженеров и конструкторов от Г.К.В. №8 оружейного объединения, 15 инженеров и конструкторов от НАТИ ВАТО, от Ижорского завода 2 конструктора по корпусу, от УММ Тоскин в качестве заместителя начальника Конструкторского Бюро и Рожкова в качестве конструктора по укладке боеприпасов и башне. От ХПЗ - танковое КБ Алексенко в полном составе. Кроме того, с 10.06 директор ХПЗ обеспечивает бюро тридцатью копировщиками. 2. Для разработки техпроцесса производства танка привлечь пять высококвалифицированных специалистов от Укргипромаша. 3. Собрать спецбюро БТ ХПЗ к 25.05.31 г.
Застрявший в песке танк Кристи |
4. Изготовить опытные образцы в количестве 3-х штук к 15.09.31 г. 2 образца изготавливает ХПЗ и один - опытный цех завода "Большевик" с подачей отливок и поковок с ХПЗ. 5. Изготовление первой партии 100 штук. 2 машин - к 01.11.31 г. 30 штук - к 30.12.31 г. 50 штук - к 01.01.32 г."
(РГВА Ф.4, Оп.14, Д.505, Л.131)
Практически все пять пунктов данного плана легли в основу Приказа ВСНХ СССР №73 от 21.05.31 г. об обеспечении организации производства "БТ" на ХПЗ и создании конструкторского бюро. Окончательное же решение по организации производства танка "Кристи" было отражено в Протоколе N6 Комиссии Обороны "О танкостроении" от 23 мая 1931 года:
"Разрешить РВС СССР ввести танк "Кристи" в систему авто-броне-танко-тракторного вооружения РККА в качестве быстроходного истребителя (БТ). Ворошилову и Орджоникидзе в декадный срок окончательно договориться, какое максимальное количество БТ (в имеющемся образце, без всяких изменений) может быть изготовлено в 1931 году на ХПЗ, имея в виду полное снятие заказа Т-24. Одновременно обязать РВС форсировать работы по модернизации танка Кристи."
(РГВА. Ф4, Оп.14, Д.505, Л.115).
Буксировка застрявшего танка Кристи. |
На полигоне в это время работа по изучению первого образца "Кристи" только начиналась.
Прибывший на испытания танк представлял собой легкую боевую колесно-гусеничную машину имевшую классическую схему компоновки. В передней части корпуса располагалось отделение управления с центральным размещением механика-водителя. В средней части танка находилось боевое отделение, в кормовой - моторно-трансмиссионное. Башня с вооружением отсутствовали. Посадка экипажа в машину производилась через водительский люк. Экипаж машины состоял из двух человек. При проведении технического осмотра 16 мая 1931 года было установлено, что посадка и высадка 2 членов экипажа была возможна в течении 10-20 секунд, но только через отверстие для башни, так как передний (водительский) люк оказался слишком узким для прохода.
Броневая защита машины была противопульной. Клепаный корпус танка был выполнен из броневых листов толщиной от 5,5 мм до 14 мм.
В моторно-трансмиссионном отделении вдоль продольной оси корпуса устанавливался авиационный двигатель "Liberty" мощностью 400 л.с.
Механик-водитель управлял танком с помощью съемного рулевого колеса, однако при необходимости поворота на месте он мог воспользоваться рычагами управления, предназначенными для управления машиной при движении на гусеницах. Во время движения на колесах гусеницы укладывались на надгусеничные полки и крепились к ним с помощью кожаных ремней.
Подвеска танка была индивидуальной пружинной. Со стороны каждого борта было расположено по четыре алюминиевых обрезиненных опорных катка диаметром 813 мм. Направляющие и ведущие колеса гусеничного движителя имели наружную резиновую амортизацию. Крупнозвенчатая гусеница, состоящая из 46 траков, имела гребневое зацепление с ведущим колесом.
Вместо отсутствующей башни с вооружением на время испытаний внутри танка был уложен балласт массой 800 кг.
При первом же внешнем осмотре было выявлено множество недостатков, таких, как отсутствие в дверцах люка водителя смотровых щелей, а также невозможность доступа к основным агрегатам силовой установки и трансмиссии без разборки крыши МТО.
Поломка кронштейна правого ленивца. |
Взвешивание танка с балластом, но без экипажа было произведено 16 мая, его масса составила 9360 кг. В этот же день начались испытания машины пробегом. За десять дней танк на колесах и гусеницах прошел 150 км. Еще 50 км танк прошел чуть раньше, во время заводских испытаний перед его отправкой в СССР.
Недоработанная Уолтером Кристи конструкция сразу же дала о себе знать. Так, уже на второй день ходовых испытаний, 17 мая, во время поворота на травяном грунте сломался кронштейн правого ленивца (см. фото).
Два последующих дня ушли на ремонт танка. Но сварки хватило лишь на 500 м движения на гусеницах. 23 мая после второй поломки правого кронштейна танк вновь был отправлен в ремонт, на который ушло еще трое суток.
С 27 мая и до 13 июня танк испытывался пробегом по шоссе и грунтовым дорогам только на колесном ходу. Максимальная скорость не превышала 65-70 км/час. Существенным недостатком оказалась полная невозможность движения на колесах по песку из-за значительного их погружения в грунт.
Поломка кронштейна правого ленивца. |
7 июня членам Правительства были продемонстрированы возможности танка по преодолению естественных и искусственных препятствий. Но ввиду поломки ленивца продемонстрировать возможностей танка в полном объеме не представилось возможным. На колесном ходу танк свободно прошел 5 рядов проволочных заграждений, а затем преодолел двухметровый окоп.
Экипаж машины за 44 минуты установил гусеничные ленты, а после 10-минутного перерыва за 35 минут снял и уложил их на надгусеничные полки.
После показа машины членам Правительства испытания были продолжены. 13 июня была предпринята еще одна, последняя, попытка испытать танк на гусеничном ходу. Но, после того как танк прошел всего 1 км, злополучный кронштейн снова сломался. Тремя днями позже начала заедать коробка передач на 2-й и 3-й скорости.
В общей сложности за весь период ходовых испытаний с 16 мая по 21 июня танк прошел на гусеницах 43,5 км и 863 км на колесах.
По результатам испытаний был составлен подробный отчет на 15 листах. В нем, в частности, отмечалось, что танк не прошел полных испытаний из-за поломки кронштейна ленивца:
"...Танк испытывался только на колесах, причем испытания показали, что средние скорости по шоссе не превышают 30-35 км/час. Водитель после 4-5 часов сильно устает (благодаря трудности управления и неравномерности хода (требовалось все время выравнивать машину). ...Двигатель работал хорошо, но необходима частая регулировка клапанов. АКБ недостаточны для запуска двигателя (холодный двигатель запускался, как правило, с буксира).
В коробке передач после 600-650 км выскакивают 2-я и 3-я передачи при большой нагрузке двигателя. Течь смазки из-под уплотнений, затруднено включение всех передач. Через 2-3 часа движения значительно нагревается КПП до 85-88°С при температуре окружающего воздуха +35-40°С.
Гусеницы. После 40,5 км сломано 8 пальцев.
Ведущие колеса. После 150-200 км наблюдается развал в наружную сторону на 1,5-2 см.
Управление танком - удовлетворительное. На грунтовых дорогах "отказывается слушаться руля", а при езде по неровностям толчки выбивают руль у водителя из рук. На скоростях 55-60 км/час управление затруднительно...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ...Танк Кристи в том виде, в котором он был представлен на испытаниях, является исключительно интересной машиной с универсальным движением, требует как боевая машина большой разработки и введения ряда конструктивных усовершенствований и изменений".
Уже в то время, когда только начались ходовые испытания опытного образца, 1 июня 1931 года председатель НТК УММ РККА Лебедев направил директору ХПЗ Владимирову утвержденное Начальником УММ РККА Халепским задание на проектирование колесно-гусеничного танка БТ отечественного производства.
Общий вид отделения управления танка Кристи.
Параметр |
Christie M1928 (данные США) |
Christie M1931 (данные США) |
Танк БТ "Кристи" (по заданию УММ РККА) |
Год |
1928 |
1930 |
1931 |
Экипаж, чел |
3 |
3 |
не менее 3 |
Боевая масса, кг |
7 800 |
10 500 |
14 000 |
Длина, м |
5,18 |
5,50 |
- |
Ширина, м |
2,13 |
2,23 |
- |
Высота, м |
1,83 |
2,28 |
- |
Бронирование, мм |
12,7 |
13-16 |
лоб корпуса и башни, корма - 20 борта - 13 дно, крыша - 6 |
Вооружение |
2 x 7,62 мм |
1 x 37-мм 1 x 7,62 мм |
1 x 76-мм противоштурмовая (временно) 1 х 37-мм большой мощности (в дальнейшем) 1 x 7,62-мм ДТУ |
Боезапас |
7,62 мм: 3000 патр. |
37-мм: 126 выстрелов 7,62 mm: 3000 патр. |
76-мм: 40 выстрелов 37-мм: 100 выстрелов 7,62 mm: 5000 патр. |
Двигатель |
"Liberty", 6-цилиндровый бензиновый, 338 л.с. |
"Liberty", 6-цилиндровый бензиновый, 338 л.с. |
"Liberty", 6-цилиндровый бензиновый, 338 л.с. |
Макс. скорость, км/ч |
112 (на колесах) 68 (на гусеницах) |
75 (на колесах) 44 (на гусеницах) |
70 (на колесах) 40 (на гусеницах) |
Запас хода, км |
120/185 |
240 |
не менее 4 часов |
|