В экспозиции Исторического музея в Москве появился инструмент фальшивомонетчиков XIX века, найденный в земле в 2004 г. в Наро-Фоминском районе
Экспозиция Государственного Исторического музея в Москве пополнилась любопытным экспонатом - станком для изготовления поддельных денежных купюр середины XIX века. Литографский станок и набор каменных досок к нему служили для изготовления бумаги с водяным знаком трех- десяти и двадцатипятирублевых государственных кредитных билетов Российской империи 1856-1861 гг. На одной из досок сохранились остатки стесанного рельефа клише, предназначенного для печати фальшивок. Несмотря на то, что инструмент фальшивомонетчиков полтора века пролежал в земле, он прекрасно сохранился. Станок фальшивомонетчиков случайно нашли в земле в 2004 г. в Наро-Фоминском районе члены поискового отряда «Патриот». Он был закопан на небольшой глубине в разобранном виде вместе с гаечным ключом и - самое главное - набором каменных клише для изготовления трех-, десяти- и двадцатипятирублевых кредитных билетов Российской империи. Ценность находки, подчеркивает пришедший в Исторический музей нумизмат Алексей Соболев, в том, что это целый комплект вещей.
Сам станок - это абсолютно стандартное приспособление для оттиска гравюр и, вообще, всего, что вы туда можете поставить. Уникальность заключается не в станке. Станок на самом деле можно, наверное, в Париже купить такой же сегодня и того же выпуска в отличном виде. Уникально нахождение клише, потому что станок не представлял опасности для производителей. Он стандартный, на нем, ну, книжки печатать или еще что-то, а клише, дабы строгость наказания не повлияла на производителей, очень легко уничтожить, на него достаточно плеснуть кислотой - и изображения уже нет, достаточно ударить тяжелым предметом - все, уже ничего нельзя доказать. И вот нахождение этих клише уникально не просто по самому факту, а по тому, что они тогда были сохранены теми, кто их изготовил, потому что это прямая улика, и она не была уничтожена.
Кем были владельцы станка и резных каменных досок, конечно же, неизвестно. Впрочем, считает Алексей Соболев, нетрудно догадаться. Так, совершенно очевидно: укрывалось оборудование без спешки.
Потому что и камни были сложены достаточно аккуратно, дабы они не были разбиты случайно, и станок сам достаточно хорошо был... То есть, несмотря на такое длительное лежание в простом грунте и современные кислотные дожди, он сохранился почти в отличном состоянии, в рабочем. Станина - чугун, а вальцы и шестерни стальные, так что это целенаправленное явно сокрытие. Скорее всего, люди, которые этим занимались, не были арестованы, а отошли от дел в результате того, что в 1861 году был введен новый денежный знак, имеющий гораздо более серьезные степени защиты, и люди просто не смогли их исполнить и решили прекратить или переключиться на что-то другое. И поэтому эти литографские камни они спрятали и станок также, ну, может, до лучших времен.
Поступление подобных предметов в музей - исключительная, редкостная удача для исследователей. В связи с этим 22 марта в Историческом музее состоялась презентация нового экспоната. К презентации была подготовлена небольшая выставка, где можно было увидеть и другие предметы, связанные с изготовлением фальшивых денег и антикварно-нумизматических подделок.
А это его откапывают.